Руслан Хазарзар (hazarzar) wrote,
Руслан Хазарзар
hazarzar

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Пиррон Элидский

Историю собственно скептицизма, или, точнее, историю учений тех античных философов, которые сами называли себя скептиками и противопоставляли себя всем прочим философам, именуя их догматиками, следует начать с Пиррона Элидского. Скепсис у Пиррона не был самоцелью, но — средством обретения душевного покоя. По словам его ученика, Тимона Флиунтского, главной целью философствования Пиррон считал достижение счастья (εὐδαιμονία), для чего необходимо разобраться в следующих трех вопросах: 1) каковы вещи по природе (ὁποῖα πέφυκε τὰ πράγματα)? 2) как мы должны к ним относиться (τίνα χρὴ τρόπον ἡμᾶς πρὸς αὐτὰ διακεῖσθαι)? 3) что таким образом приобретается (τί περιέσται τοῖς οὕτως ἔχουσι)? (Eusebius. Praeparatio evangelica, XIV, 18:2-3).
По сути, эти три вопроса отражают три главных раздела философии — онтологию, гносеологию и этику. Сам Пиррон полагал, что вещи в равной степени «неразличимы (ἀδιάφορα), неисследуемы (ἀστάθμητα) и неопределимы (ἀνεπίκριτα)», вследствие чего «ни наши ощущения, ни наши мнения не являются ни истинными, ни ложными (μήτε τὰς αἰσθήσεις ἡμῶν μήτε τὰς δόξας ἀληθεύειν ἢ ψεύδεσθαι)» и поэтому «не следует им верить (οὖν μηδὲ πιστεύειν αὐταῖς δεῖν)» (ibid., XIV, 18:3). Данная позиция, по мнению Пиррона, ведет сначала к такому состоянию, при котором человек уже ничего не утверждает и не отрицает, т. е. к афасии (ἀφασίαневысказывание, немота), затем к атараксии (ἀταραξίαбезмятежность), а затем к апатии (ἀπάθειαбесстрастие). Показательно, что эти понятия с легкой руки Пиррона, или, точнее, с его легкой губы (сам Пиррон ничего не писал), получили широкое распространение во всей последующей античной философии.
По данным Диогена Лаэртского, Пиррон ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Мало того, Пиррон вообще полагал, что нет ничего истинного (ἐπὶ πάντων μηδὲν εἶναι τῇ ἀληθείᾳ), ибо ничто не есть в большей степени одно, чем другое (οὐ γὰρ μᾶλλον τόδε ἢ τόδε εἶναι ἕκαστον) (Diogenes Laertius. Vitae philosophorum, IX, 61). Οὐδὲν μᾶλλον («Ничуть не более») и Παντὶ λόγῳ λόγος ἀντίκειται («На всякое слово есть и обратное») — вот основные принципы школы Пиррона (ibid., IX, 74), причем второе выражение приводило к воздержанию от суждения (τὴν ἐποχήν) (ibid., IX, 76). Также скептически относилась школа Пиррона к существованию любого доказательства (ἀπόδειξις), критерия (κριτήριον), признака (σημεῖον), причины (αἴτιον), движения (κίνησις), возникновения (γένεσις), добра или зла от природы (ibid., IX, 90-101).

Tags: Философия
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author